История села Базмашен — Геноцид одного поселения

Армянонаселенное село Базмашен было расположено в Харбердской области провинции Харберд Западной Армении, в 8 км к западу от города Харберд. В прошлом Деревня называлась Базман. По преданию, она была основана в 1165 г. семью армянскими гердастанами (большие семьи). На протяжении веков население деревни постепенно увеличивалось.

Накануне Геноцида в Базмашене проживало около 6,000 армян. Продукты производства сапожников, плотников, сахароваров и ткачей Базмашена находили сбыт в различных городах Османской империи. В самом поселении были основаны маслобойни, мастерские, где резали бумагу для папирос и обёртывали в неё табак.

С 1887 г. резко увеличилась миграция армян Базмашена в США. В 1892 г. базмашенцы из Америки основали Учебно-просветительское общество, которое занималось вопросами образования молодёжи родной деревни. Общество оказало огромную помощь соотечественникам, пострадавшим от гамидовских погромов в 1895 г., и построило новое здание школы для 300 учащихся.

28 июня 1915 г. турецкие власти отдали приказ о депортации населения Базмашена в сирийские пустыни. Многие семьи были в беспомощном состоянии, так как их мужья и сыновья были мобилизованы в турецкую армию или арестованы. С несколькими несовершеннолетними детьми пускаться в путь было равносильно медленной и мучительной смерти. Уставшие малыши просили матерей брать их на руки, а женщины, не зная как придать им сил, твердили: «Сынок, если не будешь идти, турки тебя убьют».

Лишь несколько юношей из Базмашена не подчинились приказу о депортации и спрятались вблизи деревни, однако позднее турки и курды нашли их и убили.

На дорогах пустыни базмашенцы присоединились к 30,000-ному каравану, собранному из депортированных армян из других районов провинции Харберд. На берегу Евфрата (около Кёмурхана, в 50 км на юг от Базмашена) турецкие военные отделили мужчин старше 12 лет от женщин и детей. Через некоторое время после ухода каравана все мужчины были зарезаны и брошены в реку.

Следующей остановкой каравана стал город Малатия. Один из очевидцев следующим образом описывает лишения Дороги Смерти: «Эти молодые женщины, которые чаще были сильнее мужчин, ослабли и больше не имели возможности передвигаться. Они даже не могли заботиться о детях, были вынуждены оставлять своих самых любимых возле дороги.

И как ни ужасно для матери разлучаться со своим ребёнком, но другого выхода не было. Мать, которая за спасение ребёнка была готова отдать свою жизнь, не имела возможности сделать даже этого, должна была бросить ребёнка и продолжать свой путь с караваном. Таким был приказ турецкого чиновника.

Часто бывало, что мать, усадив трех-четырехлетнего ребенка под деревом, говорила: «Ты оставайся здесь, я пойду принести тебе воды». И уходила безвозвратно. Мать знала, что больше не вернётся, но не имела при себе и куска хлеба, чтобы дать малышу и со слезами на глазах, не в силах даже плакать, уходила от ребёнка, часто оборачиваясь, чтобы снова увидеть его».

Многие умирали от голода и жажды: «Бывало, мы проходили мимо воды, но никто не был вправе выпить и капли, чтобы утолить жажду».

Возле некоторых городов и деревень разбойничьи банды турок и курдов нападали на караваны депортируемых и грабили армян. Изнасилования были частым явлением. Многих девушек и молодых невест похищали и уводили в турецкие и курдские дома, где их впрягали в рабский домашний труд. Некоторые армянки «во имя чести, не желая сдаваться, бросались в воду, кончая жизнь самоубийством».

Женщины и дети шли под палящим солнцем: «Тело многих было сожжено солнцем и покрыто ранами. По приказу правительства таких собрали и сжигали, чтобы остановить распространение эпидемий болезней».

После селения Вераншеир у города Урфа начиналась почти пустынная область. Один из очевидцев рассказывает: «Теперь депортируемых уводили подальше от городов и деревень, чтобы они не могли достать пищу. Бывало, увидев сдохшую скотину, мы вырывали ее куски друг у друга. Съев мясо, кости бережно хранили и грызли по пути. Часто эти кости дробили в муку и ели»…

Из 6,000 армян, депортированных из села Базмашен, до Дэйр-эз-Зора дошли около 155 человек. После окончания войны осенью 1918 г., разбросанные по пустыням Ассирии, в областях Урфы и Багдада, кое-как поддерживали своё существование 25 армян из Базмашена.

Работу по сбору и переселению базмашенцев обратно в родное село взяли на себя молодые базмашенские армяне из США, которые в составе американской армии добровольцами отправились на ближневосточный фронт. После войны армянское население деревни, вернувшееся в Базмашен, вместе с 80 базмашенцами, которых держали как пленников в ближайших турецких и курдских деревнях, составляло около 140 человек.

Деревня была в руинах, армянское имущество было присвоено властями или влиятельными турками и курдами. Вернувшиеся базмашенцы вопреки лишениям и давлению сумели остаться на своей родной земле до 1929 г., когда уже кемалистское правительство принудило их оставить имущество и навсегда уехать в другие страны: в Сирию, во Францию и в США.

Турецкие власти переименовали Базмашен в Саричубук. По данным 2012 г. население этой деревни составляет около 668 человек.

 

При подготовке очерка была использована книга Абдала Погосяна, посвящённая истории Базмашена (см: Погосян Абдал «Обширная история Базмашена со времени его основания до последних лет», Бостон, изд. Пайкар, 1930 на арм. языке) и другие материалы.

 

 

История села Базмашен - Геноцид одного поселения Село Базмашен в провинции Харберд _kharberdi-vilayet-bazmashen

Село Базмашен в провинции Харберд

 

История села Базмашен - Геноцид одного поселения Церковь в Базмашене_bazmashen-church

 

Церковь в Базмашене

 

Абдал Шахбазян из села Базмашена

Абдал Шахбазян из села Базмашена

 


=== result ===
Click on icons for more info